Методическая работа
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Основные понятия
Методическое сопровождение:
- взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана
Методическое обеспечение:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности
- это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров
Направления методической работы 1. Внедрение требований ФГОС в практику ОУ: - анализ нормативных, научных и методических источников; выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам; - детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику; - оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований. 2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения ФГОС: - анализ практики решения педагогических задач; - выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат; - анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике; создание методических рекомендаций по их преодолению. 3. Текущая методическая помощь предусматривает: - консультирование педагогов с целью помощи им в выборе литературы для решения педагогических задач; - анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им помощи в решении профессиональных проблем; - разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися разнообразных занятий и мероприятий.
Проектирование методической работы в условиях внедрения ФГОС
Принцип | Содержание деятельности по реализации принципа | Проектный продукт |
Принцип «зоны ближайшего развития» | • Изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;• оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем;• определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;• составление программы профессионального роста педагога;• систематический контроль реализации программы, ее корректировка | Индивидуальная программа профессионального роста каждого педагога |
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы | • Определение и классификация распространенных, типичных запросов педагогов при внедрении ФГОС;• определение наиболее востребованного содержания методической работы;• определение соответствующих содержанию групповых форм методической работы;• предоставление каждому педагогу возможности выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и других формах методической работы;• предоставление педагогу возможности предложить форму повышения квалификации | План методической работы, ориентированный на отдельные группы педагогов |
Принцип стимулирования творческого роста педагогов | • Систематическое отслеживание результатов, объективная оценка профессионального роста педагогов;• оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;• определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;• разработка положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;• поддержка, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем в условиях внедрения ФГОС | Положение о материальном стимулировании. Положения о коллективных и индивидуальных конкурсахпрофессионального мастерства внутри ОУ, например «Положение о конкурсе на лучший проект метапредметного урока» |